Система ГИС ЖКХ — что это такое и чем полезна для граждан?
Согласно нынешнему законодательству, все структуры, которые связанны с жилищно-коммунальным хозяйством, обязаны размещать в Государственной Информационной системе (ГИС) все материалы о выполнении своей деятельности.
Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства представляет собой единую федеральную централизованную информационную систему, которая функционирует на основе технических, программных и информационных технологий. Эти технологии собирают, обрабатывают, хранят, предоставляют, размещают и используют информацию о жилищных фондах, проделанных работах, видах коммунальных услуг, системах коммуникаций, а также о средствах, которые необходимы для осуществления дальнейшей деятельности, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством. Деятельность ГИС ЖКХ регулируется федеральным законом Российской Федерации «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» от 21 июля 2014 года №209-ФЗ. Согласно этому закону, все структуры, которые осуществляют управленческую деятельность в ЖКХ, обязаны открыто предоставлять имеющуюся у них информацию. Эта информация представляет собой следующее:
· Отчеты о проведенных работах.
· Данные приборов учета, в том числе и счетчиков.
· Сведения электронных паспортов для всех многоквартирных домов.
· Сметы, планы и отчеты с мероприятий, которые направлены на ремонт или содержание общего имущества в многоквартирных домах.
· Различная финансовая документация, представленная в электронной форме.
· Сведения о работе с заявлениями жильцов.
· Сведения о собраниях жильцов и решения, принятые на них.
· Договоры, которые связанны с управленческой деятельностью или предоставлением необходимых ресурсов.
· Принятые уставы.
· Прочая информация, касающаяся многоквартирных домов.
Целью создания ГИС ЖКХ является комплектование социально информационного пространства, которое необходимо для:
ü укрепления доверия граждан Российской Федерации к местным органам власти, благодаря обеспечению для них свободного доступа к информации, связанной с ЖКХ, а также возможности направлять свои обращения через систему управляющим организациям;
ü создания конкуренции на рынке предоставляемых коммунальных услуг и обслуживания жилья;
ü консолидации нужной информации в сфере ЖКХ в одном месте в режиме онлайн;
ü возможности для органов власти получать необходимую информацию для проведения аналитического анализа на территории всей страны;
ü предоставления гражданам возможность получения нужной информации о доме и способе управления им, а также о различных услугах, оказываемых в многоквартирном доме, реализуемых работах, ремонту и расчетах за коммунальные услуги и жилое помещение;
ü внедрении прозрачности в управлении, собраниях жильцов и принятых ими решениях.
ГИС ЖКХ дает гражданам Российской Федерации следующие возможности, осуществляемые в режиме онлайн через официальный сайт системы:
1. Просмотр и оплата счетов за жилищные и коммунальные услуги.
2. Ввод показаний на приборах учета.
3. Запрос сведений о наличии задолженности за ЖКУ.
4. Просмотр сведений о предоставленных субсидиях и компенсациях расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
5. Проведение электронных голосований на общих собраниях.
6. Контроль выполняемых работ и оказываемых услуг по дому.
7. Заключение договоров ресурсоснабжения и управления в электронном виде.
8. Направление обращений через официальный сайт в управляющие организации и местные органы власти.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации №209 «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» управляющие компании обязаны предоставлять информацию на официальный сайт и взаимодействовать с программой ГИС ЖКХ по таким направлениям, как:
· Раскрытие информации о проводимой деятельности в многоквартирных домах.
· Прием данных всех приборов учета и их размещение.
· Проектирование и фиксирование работ, необходимых для ремонта и содержания общего имущества многоквартирного дома.
· Предоставление документов, связанных с ЖКХ в электронном виде.
· Проведение работ с обращениями граждан.
· Размещение на сайте решений, принятых на общих собраниях собственников.
· Заключение договоров в электронной форме по управлению и ресурсоснабжению.
· Размещение уставов и материалов о многоквартирных домах. Ведение электронных паспортов в многоквартирных домах.
· Платежные документы за услуги в электронном виде.
· Тарифы.
Вся информация от управляющих компаний должна размещаться в определенные сроки, установленные законодательством РФ.
В течение 15 дней с момента наступления события, управляющие компании обязаны разместить информацию по:
ü выполняемым работам, обслуживанию и ремонту в многоквартирном доме;
ü регистрации юридического лица;
ü постановке земельного участка на кадастровый учет;
ü постановке квартир или комнат на кадастровый учет;
ü об образовании нежилых помещений в доме.
В течение 7 дней, с момента наступления события, должна быть опубликована следующая информация:
ü данные о тарифах, счетах за ремонт и обслуживание, а также о периоде оплаты;
ü сроки предоставления показаний с приборов учета;
ü сроки для предоставления платежных документов;
ü данные о договорах, заключенных управляющими компаниями;
ü данные о качестве услуг и работ по ремонту и содержанию дома.
Начиная с 1 января 2018 года, согласно Федеральному закону №209, все организации, связанные со сферой жилищно-коммунального хозяйства, обязаны зарегистрироваться в системе. Организациям для регистрации необходимо предоставить электронную подпись, которую выдают уполномоченным сотрудникам в специальных удостоверяющих центрах. После получения подтвержденного статуса и проверки введенной информации организации, необходимо подтвердить статус юридического лица и указать её тип. Для тех, кто не будет зарегистрирован в системе, предусмотрена административная ответственность. Гражданам-потребителям регистрироваться в системе необязательно, и они могут использовать её добровольно.
Государственная информационная система ЖКХ открывает множество возможностей как для простых граждан, так и для управляющих компаний. Эта система позволяет органам власти быть ближе к людям и быстрее реагировать на их обращения. Открытая информация о работе ЖКХ позволяет гражданам убедиться, что органы власти и управляющие организации действуют в их интересах.